Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автомобиль является экспертиза дорожных происшествий, которую называют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Но ни одно из данных наименований дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным наименованием.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела это уникальное название более 7 лет тому назад, подавляющее количество практикующих адвокатов, следователей, судей, юристов по прежнему продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс исследования, без уточнения точного вида экспертизы.

Из-за столь абстрактного и общего определения требуемой экспертизы, в нашей практике часто всплывают ситуации, когда в адрес какой-либо экспертной организации, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы дела, где необходимы знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожных знаков, дорожной разметки).

И тогда возникает неприглядная ситуация, в результате которой материалы дела возвращаются в следственные или судебные органы без должного исполнения, из-за чего сроки не выдерживаются из-за элементарной безграмотности вышеперечисленных участников следственного процесса.

Цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• текущее состояние дорожного полотна в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• установление значений параметров и коэффициентов, который характеризуют движение транспорта и иных объектов на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения автомобиля и других участников по поверхности автомобильной дороги;

Установление факторов, связанных с обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению ДТП: отсутствие необходимых дорожных знаков, неправильное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дороги и другие негативные условия дорожной обстановки.

При назначении автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту необходимо предоставить все материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу следует знать, что для исследования необходимо полное изучение всего комплекса информации о происшествии.

Кстати, в ситуациях, где важной причиной ДТП выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.